Кристофер Воглер. Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино

Среди множества книг и фильмов, ежегодно предлагаемых миллионов людей, немногие получают статус «культовых». Почему именно они стали востребованными – причем не только не «здесь и сейчас», а на долгие десятилетия и в многих странах? Примером являются «Звездные войны». Количество посмотревших кино- и видео-версии, прочитавших многочисленные книги, и игравших (и играющих поныне) в игры — от компьютерных до театральных — превышает в сумме население земного шара… Основанная на древних мифах Сказка незаметно стала Явью…
По мнению Воглера, работавшего исполнительным директором по развитию киностудии Fox 2000, «В основе авторского плана организации огромного полотна из шести фильмов лежит полярное восприятие Вселенной в целом и героического мифа в частности как борьбы света и тени… Мифологическая тема, связывающая воедино все картины цикла, раскрывается в эмоциональном поле взаимоотношений отца и сына. Существенное влияние на развитие героев оказывают приемные родители, наставники и другие фигуры, воплощающие положительную сторону мужественности: Оби Ван Кеноби, Йода… Но особенно интересна роль, которую играет в жизни молодого человека отсутствующий отец или носитель отрицательной мужской энергии…»
Несмотря на военный антураж и различные технологические (и не только) чудеса, действие в эпопее соединяется не наличием Силы, а старинной идеей странствия — «Путешествия Героя». Именно об этом и писал Джозеф Кэмбелл, и эти идеи были использованы Джорджем Лукасом при создании своей звездной саги.
Является ли герой обязательно воителем? Воглер подчеркивает, что «героем может быть пацифист, мать, паломник, странник, отшельник, изобретатель, художник… И в целом творческие преимущества этой формы существенно превосходят любые потенциальные угрозы злоупотребления ею».