New Elements

Открытие выставки New Elements состоялось
в Западном крыле Новой Третьяковки. Выставка предлагает
взглянуть на мир как на аналоговый компьютер и представит 12
произведений художников из разных стран, которые покажут, как
сократить разрыв между компьютерными данными и миром
.
Организатор проекта – Laboratoria Art&Science Foundation –
первый в России некоммерческий исследовательский центр,
целью которого является построение платформ
междисциплинарного взаимодействия современного искусства,
науки и технологий.
Дарья Пархоменко, Дитмар Оффенхубер: “Представление
о том, что цифровая информация абстрактна и существует вне
физического мира, — опасный миф. Поскольку технологии давно
проникли во все аспекты нашей жизни, их материальная природа
и последствия этого проникновения оказывают на нас глубокое
влияние. Произведения на выставке New Elements возвращают
цифровые данные в реальность и показывают, как все вокруг
взаимосвязано”.

Выставка состоит из трех разделов – «Аутографические
измерения», «Вычисляя с природой» и «Цифровая
материальность» – и объединяет художественные подходы,
которые обращаются к материальным аспектам информации
и вычислений в разных проявлениях: в природной среде,
технологических системах или структурах нейронных сетей.
Все, что происходит в атмосфере, почве и воде, записывает
свои следы бесчисленным количеством способов. Однако
такие аутографические процессы не ограничиваются миром
природы. Они скрываются и за неосязаемым миром цифровой
информации, иногда проявляясь в виде глитчей (неполадок,
помех) и сбоев, позволяющих нам заглянуть в материальные
глубины цифрового мира. Они оставляют физические следы,
по которым можно восстановить картину произошедшего.
Нейронные сети и другие сложные цифровые системы,
в свою очередь, имеют сходство с природными явлениями
в их непрозрачности и недоступности. Исследователи
искусственного интеллекта, подобно натуралистам XVIII века,
фиксируют и изучают поведение этих систем и сетей. Работа
художников в этом направлении также влечет множество
этических, социальных и политических вопросов:
от глобального экологического кризиса, связанного
с повышением температуры на всей планете, до потребления
энергии блокчейн-технологиями.
Произведение Ральфа Беккера «Естественная история сетей / SoftMachine»
— это электрохимический алгоритмический перформанс художника
и машины. Центральный элемент инсталляции — галинстан, жидкий металл,
которым перформер манипулирует через подключенные электроды,
изменяя его поведение. Беккер апеллирует к забытому этапу истории
вычислений — экспериментам Гордона Паска 1950-х годов
с электрохимическими компьютерами, которые имитируют процесс
обучения природных экосистем, а также обращается к современным
исследованиям биомимикрии, программируемой материи
и контролируемого жидкого металла. Перформанс объединяет машинное
мышление и текучие, мягкие материалы, позволяя самоорганизующимся
качествам проявиться через конкретных материальных посредников.
Интерактивная аудиовизуальная инсталляция «Пещера» Терезы
Шуберт — новая работа, созданная совместно с фондом Laboratoria
Art&Science и «Лабораторией Касперского». В пространстве, наполненном
перекрывающими друг друга изображениями 3D-сканов леса
и компьютерных серверов, находится биореактор, с которым зрители могут
взаимодействовать посредством света. Датчики считывают сигналы
от живущих в биореакторе водорослей, которые реагируют на свет,
и каждое движение трансформирует аудиовизуальный поток. Цифровое
и природное сливается все больше и больше, а человек оставляет свой след
в виде шумов и помех в системе.
Илья Федотов-Федоров исследует отношения между человеком и природой,
наукой и ритуалом. Центральный элемент инсталляции Exo-ark — слепок
со шкуры лошади, который в результате неправильно проведенной
таксидермии начал принимать исходную форму тела. Художник увеличил
слепок до реальных размеров животного, сделав его памятником лошади
и проявив возможности создания этой памяти без манипуляций над живым
существом. Обращаясь к теме таксидермии и исследуя возможности
3D-сканирования в своем видео, художник прослеживает истончение грани
между реальным животным и его цифровым присутствием.
В серии Printed Matter(s) Томас Сарасено собрал из воздуха Мумбаи
мелкодисперсные частицы черного углерода размером до 2,5 микрон
и использовал их для создания изображений частиц космической пыли
из каталога NASA. Подобно проблеме загрязнения воздуха, проблема
космической пыли касается каждого человека на нашей планете,
но в совершенно разных временных масштабах. Отравляющее атмосферу
вещество становится для художника средством общения
с аудиторией, напоминая нам об агентности воздуха даже перед лицом
его потенциального уничтожения.
Биохимическая инсталляция Poem Томаса Фойерштайна захватывает
первобытный «первичный бульон» из воздуха, выдыхаемого посетителями
выставки, и перегоняет его в пригодный для питья алкоголь. Отсылая
к эксперименту 1950-х годов по воссозданию первых форм жизни,
Фойерштайн показывает, что границы человеческого тела размыты
и сливаются с окружающим пространством.
Проект Cloud Studies* исследовательского объединения Forensic
Architecture посвящен теме токсичных облаков, колонизирующих наш
воздух. Альманах объединяет исследования восьми конкретных случаев
распыления и воздействия отравляющих газов в разных географических
точках, посредством которых различные государства потенциально
способны создавать непригодные для жизни атмосферы и занимать
воздушное пространство. Исследование и анализ проведены с помощью
искусственного интеллекта и ряда методологий, включая гидродинамику
и 3D-моделирование.

Мемо Актен. За всем следят машины благодати и любви. 2021. Фрагмент.