Наталия Лебина. Мужчина и женщина. Тело, мода, культура. СССР – оттепель

Рассматривая отношения мужчин и женщин в 1950-1960-е годы в СССР, проблемы материнства и отцовства, а также специфику внешнего облика советских людей, историческое исследование использует все виды традиционных источников, от советских официальных документов, до дневников и мемуаров, в том числе – известных поэтов и писателей-«шестидестников».

12 марта 1949 года в Московском театра Сатиры пьесе Н. Дьяконова состоялась премьера спектакля «Свадьба с приданным», сразу ставшего хитом и шедшего более 150  раз с неизменным аншлагом. Через три года  киностудия имени Горького сняла по спектаклю кинофильм, ставшим одним из самых популярных музыкальных картин.   Сюжет прост и нагляден: двое влюбленных в друг друга молодых людей, Ольга и Максим,  лучшие бригадиры двух соревнующихся колхозов, никак поначалу не могут совместить личные чувства и производственное соревнование. Но все в фильме все кончается хорошо, как и в жизни.

Исполнительница  главной роли молодая актриса Вера Васильева стала кинозвездой, и советской эталонной красавицей. Недаром в те годы говорили такие комплементы советским женщинам: «Улыбка, как у Веры Васильевой», «глаза, как у Веры Васильевой», «фигура, как у Васильевой». А сыгравший главную роль в том же фильме конкурента и затем – счастливого избранника персонажа Веры Васильевой актер Владимир Ушаков стал ее мужем, с которым она прожила вместе больше половины века, до самой его смерти.

В фильме «Свадьба с приданым» в финале героиня Веры Васильевой появляется на экране в белом платье и фате (точнее, накинутом на голову тонком шелковом шарфе), персонаж Владимира Ушакова облачен в черный костюм и белую рубашку с галстуком.

Пышные свадьбы стали появляться в кино чаще и чаще. Так в мелодраме «Дело было в Пенькове» (1957 год) персонажи Вячеслава Тихонова и Светланы Дружининой уже одеты с соблюдением свадебных традиций. В это же время в советских журналах стали публиковаться материалы о свадебных нарядах.

Отдельная глава книги посвящена появлению синтетических тканей и изделий из них. Например, знаменитым плащам «болонья», которые были мечтой советских модников и модниц в первой половине 1960-х годов. Свое название эта ткань получила в честь итальянского города, где была впервые изготовлена. Потом на волне дружбы Хрущева с Италией в СССР были поставлены и запущены предприятия для изготовления таких плащей. За вожделенными дождевиками охотились, покупая их втридорога у фарцовщиков или вылавливая в комиссионных магазинах. И все равно хватало не всем. А счастливцы, которым повезло добыть «болонью», носили плащ в любую погоду. В мемуарах шестидесятников среди прочих примет времени непременно упоминается и «болонья». Справедливости ради, надо заметить, что плащи были хороши на вид (синие, коричневые, серые, фиолетовые) и весьма практичны – складывались компактно, защищали от дождя. К мужскому плащу прилагался непромокаемый берет в тон, к женскому – косынка.