Анатолий Заболоцкий. Хронология жизни в профессии

Если выходит фильм, и он успешен, все лавры достаются режиссеру, если же он проваливается, то виноваты все – от оператора и сценариста  до ассистента по подбору актеров. Так уж сложилось, что работу оператора редко оценивают наравне с работой режиссера. Хотя есть  в истории мирового кинематографа операторы, которым повезло, и у них сложился удивительный творческий союз с режиссерами, оттого то их картины можно назвать совместным творчеством.   Анаталий Головня и Всеволод Пудовкин, Свен Нюквист и Ингмар Бергман, Витторио Стораро и Бернардо Бертоллучи, Асакадзу Накаи и Акиро Куросава, Сергей Астахов и Алексей Балабанов.

«В 21 веке благодаря цифровым технологиям профессия оператора-постановщика стала совсем обиходной», — сетует автор книги А.Заболоцкий и обращается к истории своей жизни, вернее к  этапам своего становления в профессии оператора-постановщика художественных фильмов. Годы обучения во ВГИКе, начало творчества  на «Белорусьфильме», работа над  фильмами «Последний хлеб»,  «Через кладбище», «Альпийская баллада»  с режиссерами В.Туровым, В.Степановым, знакомство с композитором Андреем Волконским и писателями Владимиров Короткевичем и Павлом Нилиным, выдающимися актерами МХТа и только начинающими жизнь в профессии Татьяной Гавриловой, Алексеем Локтевым, Станиславом  Любшиным и др. Почти десять лет посвящены А.Заболоцким  студии «Белорусьфильм», «которую в кинематографической среде называли «Партизан-фильм». Она начала расти на глазах, когда в кресло ее гендиректора сел Иосиф Львович Дорский, до того директор Витебского театра, боготворивший Марка Шагала, явно обладающий даром организатора. Обаятельный, имеющий взгляд на перспективу. Он сразу же одобрил молодежную артель, возглавляемую Сергеем Константиновичем Скворцовым, профессором ВГИКа, вытесненным герасимвоским окружением».  Многие страницы книги посвящены процессу рождения фильма: от выбора натуры и актерских проб, съемки отдельных эпизодов – до записи музыки и монтажа. «Осенью 1963 года, когда началась работа над фильмом «Через кладбище»…недалеко от наших мест сгорела деревня в тридцать домов.Поехали туда. Это было пепелище. Стоят мужики, слезы капают в пепел, поднимая пыль. Туров возбужденно: «Смотри, печеные яблоки на фоне окна полусгоревшего. Черные кровати, посуда – образы бедствия не придумать, невозможно повторить в декорации!» В радость снимаем в саже по пояс.В огороде недалеко от сарая вижу черные обгоревшие кочаны капусты, вспомнил «Апофеоз войны» В.Верещагина. Снимаю головы кочанов, словно заколотых воинов, и вдруг в кадр вбегает хромая курица. Отсняв кадр, я стал за ней гоняться. Она исчезла в рахвалинах сарая… Слышал разговоры о том, что ЮНЕСКО включило фильм в 100 лучших о Второй мировой войне только из-за музыки Волконского и хромой курицы. Может так и есть, но мне кажется, и темперамент, и понимание специфики кинозрелища режиссера Виктора Турова сыграли несомненную роль».

 Атмосфера на студии, внутри творческого коллектива – все это живые картины из советского прошлого, которое сегодня часто подается в изкаженном виде. Эта книга – документ эпохи. Не случайно она посвящена выдающемуся русскому оператору и педагогу Анатолию Головне, «почти на каждой лекции он повторял: «Не говорите, какой он оператор. Покажите мне его профессиональные записи, впечатления от увиденного, которые можно снять как образ». Существенным дополнением к биографии являются дневниковые записи. Личные характеристики, натурные зарисовки, мнения и рецензии на прочитанное. Жизнь одарила Заболоцкого знакомством и дружбой с выдающимися писателями Г.Шпаликовым, В.Солоухиным, В.Распутиным, В.Беловым, В.Астафьевым. Все это не случайно, внимательный глаз оператора не пропускал уникальных личностей  уходящего поколения – таких как  Константин Мельников, Олег Волков,  Константин Родионов-Шаховской, Алексей Лосев, Владимир Белокуров, Иван Рыжов, Георгий Жженов. Не случайно выбор пал на А.Заболоцкого  для приглашения для работы над фильмом «Безумие» на «Таллинфильме», где в главной роли снимался великий  Ю.Ярвет. Кстати, эта удивительная картина до сих пор  не появилась с русским дубляжем  в просторах интернета.

Отдельная страница в творчестве и в жизни А.Заболоцкого встреча с Василием Макаровичем Шукшиным. Совместно они сняли две картины: «Печки-лавочки» и «Калина красная», мечтали поработать над фильмом о Степане Разине, но не судьба… Смерть друга и единомышленника потрясла  Заболоцкого, но не выбила из профессии, об этом  есть откровения в дневниковых записях:  «Сто дней минули с того дня, как перестал жить Макарыч. Уже и сердце перестало щемить, и глаза стали приглядываться к  окружающему их зрелищу и кое-что радостно наблюдать и в образы собирать…»

После смерти В.Шукшина  Заболоцкий продолжал работать в кино, но все больше посвящал себя фотографии, работе в книжном иллюстрировании. Хотя были встречи с  интересными режиссерами такими, как В.Жалакявичус, но многие творческие планы оказались неосуществленными…

Эта книга будет интересна не только соратникам по профессии, но всем людям, желающим понять то время и человека, приехавшего  в середине прошлого века в Москву из глубокой сибирской деревни за мечтой. Многое в этой книге  из истории нашего кинематографа. А.Д. Заболоцкий – один из  операторов своего выдающегося поколения, среди которых: А. Антипенко, В. Калюта, Ю. Ильенко, Г. Карюк, В. Федосов и др. Каждый из них достоин отдельной книги…