«Жизнь и чудо» в Третьяковской галерее

Выставка «Жизнь и чудо. Иконы XIV — XIX веков из частного собрания» проходит в Инженерном корпусе Третьяковской галереи до августа включительно. Это возможность увидеть сразу более семидесяти русских икон XIV–XIX веков, многие из которых до этого времени ни разу не выставлялись, а некоторые были раскрыты от поздних записей перед самой выставкой. Среди них есть и такие, которые были приобретены на зарубежных аукционах и у европейских коллекционеров. Сейчас они возвратились на родину после длительного пребывания в Европе, как, например, икона «Великомученик Никита, с житием» первой трети XVII века, купленная в России бельгийским коллекционером Отто О’Меаром еще в начале 1920-х годов.

Большинство показанных на выставке произведений – это житийные иконы святых, то есть иконы, которые, наряду с изображением самого святого, к которому верующие обращаются с молитвой, представляют рассказ о его жизни и чудесах в отдельных сценах. Такие сцены могут располагаться или на фоне, по сторонам от центрального изображения, или на полях иконы, в отдельных клеймах, что предполагает их последовательное «прочтение», подобное перелистыванию страниц книги.

Представленная на выставке икона святителя Афанасия Александрийского третьей четверти XVI века, как предполагают исследователи, могла быть исполнена по заказу вологодского наместника Афанасия Ивановича Вяземского для небольшой церкви Святителя Афанасия, построенной им на Старой Торговой площади в Вологде.

Наряду с иконами широко почитавшихся на Руси пророка Илии, святителя Николая Чудотворца, великомучеников Георгия, Димитрия и Никиты, мучениц Параскевы, Варвары и Анастасии, на выставке представлены и достаточно редкие образы святителя Тихона Амафунтского, известного византийского гимнографа преподобного Иосифа Песнописца, мучеников Виктора и Вонифатия и др.

Есть среди них и иконы русских святых – преподобных Сергия Радонежского и Макария Унженского, а также Христа ради юродивых Прокопия и Иоанна, подвизавшихся в Великом Устюге и почитавшихся как небесные покровители этого города.

Особый раздел выставки составляют списки с чудотворных икон Богоматери, дополненные сюжетами из сказаний об этих иконах – особом жанре, получившем широкое распространение в русской христианской культуре, особенно в эпоху Позднего Средневековья и в Новое время. Одной из самых долгих и насыщенных событиями была история Владимирской иконы Богоматери – ей соответствует пространное живописное повествование на раме, исполненной в традициях мастерской Оружейной палаты в последней четверти XVII века и предназначавшейся для небольшого почитаемого списка с прославленной святыни. Особое место в представленном здесь цикле сюжетов занимают примеры заступничества и чудесной помощи Богоматери, которая оказывалась русскому народу и русскому воинству через Владимирскую икону во время вражеских нашествий – отсюда многочисленные изображения сражений и воинских походов с необыкновенно тщательно выписанными доспехами и оружием воинов.