Сергей Смирнов. Брестская крепость

Сергей Смирнов, участник Великой Отечественной войны, после ее окончания посвятивший годы своей жизни собиранию сведений о ее защитниках и первым сделавший всеобщим достоянием героическую эпопею обороны Брестской крепости, остававшейся долгое время в безвестности, собирал в этой книге уникальные  материалы о ее защитниках.

На первых страницах издания приводятся сведения о том, как была создана к 1842 году эта крепость, ставшая тогда грозной твердыней на страже границ России. Но спустя почти столетие ее фортификационные сооружения уже устарели.

К 22 июня 1941 года в Красной армии развернулась обычная летняя лагерная учёба, и части были, как всегда, выведены в лагеря, расположенные в окрестностях Бреста. На территории самой крепости находились лишь штабы да дежурные подразделения двух полков, численность которых составляла одну-две роты, подразделения которых были распределены по всей крепостной территории и не имели приказов о взаимодействии между собой. К тому же в течение последней предвоенной недели часть боевой техники (в том числе – пушки) были разобраны и оставлены так до утра в связи с назначенным на воскресенье смотром боевой техники.

«Гитлеровское командование располагало сведениями о численности гарнизона, оставшегося в крепости. И фельдмаршал Клюге, который командовал 4-й немецкой армией, наступавшей на Брест, надеялся овладеть цитаделью в первые же часы боев. Чтобы вернее обеспечить этот успех, он решил создать здесь подавляющее превосходство в силах. В приграничную полосу напротив Брестской крепости был выдвинут целый армейский корпус генерала Шрота — три свежие пополненные пехотные дивизии, из которых одна — 45-я дивизия — когда-то первой вошла в горящую Варшаву и в побеждённый Париж и пользовалась в германской армии славой одного из лучших соединений, заслужив не раз личное одобрение Гитлера. Этой дивизии теперь предстояло нанести главный удар по Брестской крепости.

Вся корпусная артиллерия Шрота с многочисленными приданными ему артиллерийскими и миномётными частями была заранее подтянута к крепости и замаскирована в густых зарослях левого берега Буга. Германские генералы были уверены, что уже один этот мощный и неожиданный огневой удар в сочетании с усиленной бомбёжкой с воздуха должен будет сломить дух крепостного гарнизона и пехоте, которая бросится в атаку после артиллерийской подготовки, останется лишь взять в плен ошеломлённых и подавленных русских солдат».

На рассвете 22 июня 1941 года немецкая артиллерия и авиация обрушила на Брестскую крепость шквал снарядов и тонны бомб, разрушая крепостные строения. Но «под казармами находились обширные подвалы, а ещё ниже подвалов, как бы во втором глубинном этаже, протянулась во все стороны сеть подземных ходов, которые не только соединяли между собой различные участки Брестской крепости, но уходили на несколько километров за пределы крепостной территории».

Когда воскресным днем в бой на территорию крепости были брошены отборные немецкие штурмовые отряды, то уцелевшие защитники крепости вступили с ними в схватку и отбросили их назад. К вечеру того же дня германское армейское командование отдало приказ поредевшим штурмовым отрядам вернуться на исходные позиции – это был первый приказ об отступлении в этой войне. Защитники Брестской крепости под постоянными обстрелами и непрерывными вражескими атаками, продолжали оборону, радист передавал из цитадели: «Я – крепость, я – крепость! Ведем бой». Ведь у пограничного города Бреста начиналась дорога на Минск, Смоленск к самому сердцу нашей Родины — Москве. Оборона Брестской крепости длилась больше месяца, защитники переходили в штыковые атаки, гибли в боях, но не сдавались.