Победа – навсегда! Как советские кинооператоры снимали освобождение Европы. Документы и свидетельства. Автор-составитель Ф.И. Фомин

Большой фолиант с множеством архивных черно-белых фотографий представляет собой хронику событий Великой Отечественной войны, запечатленной советскими фронтовыми операторами в Румынии и Болгарии, Венгрии и Польше, Австрии и Чехословакии, Югославии и Норвегии, Восточной Пруссии и Германии

«Какую задачу мы ставили перед фронтовыми хроникерами? ПОКАЗАТЬ ВОЙНУ ЧЕРЕЗ ЧЕЛОВЕКА. Это было тем более важно, что в первые месяцы войны Советская Армия никаких масштабных действий не производила, моральное состояние, воинский дух наших солдат оказался чрезвычайно высоким, а это можно было передать только через человека.

Мы всячески культивировали стремление схватить деталь. Дать картину происходящего через деталь. Так, А. Левитан и Д. Шоломович снимали полет ночных бомбардировщиков, и зритель видел в кадре «человеческую» деталь: фотографию сына, укрепленную на приборной доске перед летчиком. Воин защищал страну и сына. И другой кадр, снятый Левитаном: стрелянные гильзы, которые знаменитый снайпер Михаил Сурков втыкал в землю, когда убивал очередного фашиста… Или: Сталинград, окопы, блиндажи, а на столе в землянке кипит самовар».

В текст книги включены директивы, монтажные листы («Югославия, «В Вене», «В Будапеште», «Бои за Пилау», «На улицах Берлина», «Штурм Рейхстага», «Подписание Германией капитуляции», «В Берлине»), редакторские заключения на съемки, приказы Главкинохроники и отчеты начальников фронтовых киногрупп, телеграммы, воспоминая участников съемок и другие документы.