Александр Больных. Золото крейсера «Эдинбург»

В этой книге описан важный эпизод из истории северных ленд-лизовских конвоев – последний рейс британского крейсера «Эдинбург», в котором он перевозил отечественное золото для оплаты союзникам поставок по ленд-лизу. Партия золота составляла пять с половиной тонн, и даже немного больше. Общим числом 465 слитков золота, уложенных по 5 штук в каждом из 93 небольших деревянных ящиков.

Через три дня, вечером 28 апреля 1942 года крейсер в сопровождении двух эсминцев вышел в Баренцево море и утром следующего дня вступил в охранение следовавшему в Британию конвоя QP-11. Но его засекла немецкая воздушная разведка. Ранним утром 30 апреля крейсер покинул конвой, обогнав его на 20 миль.

Корветтен-капитан Макс Тихарт, командир немецкой лодки U-456, узнав об одиноком крейсере, приказал преследовать его и атаковать торпедами. Две из трех торпед поразили цель, попав в центральную часть корпуса и в кормовую часть. К крейсеру подошел эсминец «Форестер», едва не протаранивший субмарину своим форштевнем. О дальнейшем плавании «Эдинбурга» к Англии речи быть не могло и поэтому крейсер двинулся обратно в Мурманск, до которого было 250 миль. Вечером 1 мая к нему присоединились четыре тральщика. А рано утром следующего дня появились немецкие эсминцы. Англичане смогли повредить один из них, но очередная немецкая торпеда расколола «Эдинбург» почти пополам. Другие английские суда были тоже повреждены. Решено было затопить «Эдинбург». Остальные суда сняли экипаж, и «Эдинбург» был добит торпедой. Погружаясь, он чуть не утащил на дно ту самую немецкую подводную лодку.

Но остается вопрос — а куда делись те самые пять с половиной тонн золота? Госбанк выплатил всю сумму Соединенным Штатам, а сам получил страховку от Госстраха СССР в размере 6 миллионов 227 тысяч долларов. В свою очередь Госстрах получил от британского Бюро страхования военных рисков 500 тысяч английских фунтов стерлингов.

Таким образом владельцами золотого груза на затонувшем крейсере в соответствующих долях оказались советский Госстрах и упомянутое английское Бюро. Англичане, объявившие «Эдинбург» военным захоронением, после окончания войны, обратились к советскому правительству с предложением о подъеме золота «Эдинбурга». В итоге уже в 1980-е годы после нескольких экспедиций золото, за исключением пяти пропавших слитков, было поднято со дна моря.