Юрий Божко, Николай Саркитов. Песенный жанр. Историко-социологический анализ. Рок-музыка. Сущность, история, проблемы

Советская песня менялась со временем — как слова, так и музыка. Но это было не столько данью моде, как на Западе, и своевременной коммерческой реакцией на появление новых музыкальных стилей, но главное —  отражением интересов советских людей. И их образа жизни, который для множества граждан постепенно изменялся от сельского деревенского к городскому. Многие советские песни были по-настоящему душевны и романтичны, отражали лучшие порывы и мечты людей, призывали к боевым и трудовым подвигам, настоящей любви и дружбе, уважении к другим людям и заботе о всём живом, что было рядом.

В тексте издания анализируются особенности отечественной страды начала двадцатого века, так и советской эстрады. Вторая часть книги посвящена отечественной рок-музыке, ее возникновению, истокам, периодизации и расцвету советского рока в 1980-е годы. Заключительная часть книги посвящена 90-м годам и далее.
Рассматривая эстраду 1920-х — 1930-х годов, автор уделяет особое внимание Леониду Утесову и его популярности. Не имея выдающихся вокальных данных, он стал выдающимся мастером советской эстрады. Помимо выбора репертуара, который был близок к песням, исполняемым на улицах, у Утесова был подлинный артистизм, умение представить слушателям и зрителям песню как жанровую картинку, вложив в нее сюжет и эмоции. Утесов на сцене не просто играл «своего парня», он становился им, превращая исполнение песни в рассказ человека, близкого и понятного зрителям, воспринявшим его как «своего». Поэтому его исполнению песен присуща повествовательная интонация.
В 1928 году появившийся на сцене Московского мюзик-холла первый советский «теаджаз», созданный Утесовым, шоу, в котором органично соединились исполнение джазовых мелодий (с попытками импровизаций) и популярных песен, эстрадных миниатюр, элементов эксцентрической комедии, которые игрались музыкантами и самим Утесовым. Но первая попытка к театрализации эстрады длилась недолго в 1937 году Московский и Ленинградский мюзик-холлы были закрыты.
В тексте подробно рассказывается о том, какие песни слушали и пели разные слои и разные поколения общества. Упоминаются те давние советские времена, когда в села и деревни приезжали с выступлениями артисты, вживую исполнявшие песни перед жителями. Также говорится о ранних советских граммофонных пластинках с песнями в исполнении Леонида Утёсова, Клавдии Шульженко, и многих других замечательных исполнителей. Автор так пишет о феномене самодельных песенных сборников: «Рукописные песенники были очень распространены (в основном среди подростков и молодежи) и включали в себя главным образом произведения неофициальной эстрады. Как правило, в этих песенниках все произведения выступали как народные, т.е. без упоминания авторов». В книге подробно описана роль радио и телевидения, музыкальных передач.

Алекс Громов