Прошлое и настоящее исламской философии. Сост. Н.С. Кирабаев, Р.В. Псху

В издании собраны материалы научных конференций «Сагадеевские чтения», которые проходили в Российском университете дружбы народов с 2009 по 2019 год. Конференция посвящена памяти выдающегося отечественного востоковеда Артура Сагадеева. Он известен своими исследованиями классической исламской философии в целом и философского наследия Ибн Сины, Ибн Рушда (Аверроиса), Ибн Туфайла.

Книга объединяет статьи современных историков и философов, а также классические тексты ученых средневекового Востока, в которых рассматриваются важнейшие вопросы, актуальные и по сей день. В их числе — проблема взаимоотношений ученого, обладающего обширными познаниями и свободным взглядом на мир, и государственной власти. Философ и поэт персидского происхождения Абу Хаййан ат-Таухиди, получивший такое прозвище по особому сорту фиников «таухид», которыми торговал его отец, имел и еще одно прозвание – «философ вопрошания», поскольку славился своей способностью задавать неудобные вопросы. Он служил при дворе правителей из династии Буидов, и основным его занятием было переписывание книг.

При этом ат-Таухиди внимательно изучал каждый переписываемый трактат, благодаря чему обрел обширные познания. «Известно, что положение всякого любомудра при дворе власть имущих было столь же нестабильным, сколько унизительным. Самое яркое тому свидетельство – язвительный и вызывающий жалость памфлет ат-Таухиди «Нравы двух визирей» (995), в котором автор с самой беспощадной критикой обрушивается на двух визирей ирано-шиитской династии Буидов (932–1055), служивших тогда в городе Рее… Однако динамика взаимоотношений творчества философа с властями предержащими не могла не пройти путь от постепенного и осторожного освобождения от ее оков к формированию более или менее свободной творческой фигуры с собственной творческой волей». При жизни ат-Таухиди неоднократно сталкивался с пренебрежительным отношением со стороны влиятельных царедворцев и придворных мудрецов, от которых он зависел. На склоне лет он оставил службу и перебрался в Шираз, где и создал свои последние произведения. После кончины философ и поэт был надолго забыт. Но ХХ век принес новую волну интереса к его наследию, причем как на Востоке, так и в европейских странах: «Наверное, нельзя упомянуть ни одного имени, которое могло бы стоять рядом с именем Абу Хаййана ат-Таухиди по отзывчивости ума практически необъятному спектру тем и их мастерской художественной обработке в стиле литературного адаба».

В материалах сборника также рассматриваются различные аспекты учения Ибн Рушда, ас-Сухраварди, Ибн Халдуна и других великих ученых эпохи исламского Ренессанса.