Любовь. Письма на заметку. Составитель Шон Ашер

Письма о любви: романтические и возвышенные, веселые и обнадеживающие, трагические и печальные, слегка саркастические и иронические. Написанные как знаменитостями, так и почти неизвестными людьми. Отправленные с театра военных действий, путешествий, странствий и тюремного заключения. Письма: признания в любви, советы, жизненные истории и последние слова, сказанные близком человеку, причем часто — уже слишком поздно. Но бывает ли поздно в любви? Столетия любви и страсти, слов и чувств мужчин и женщин, историй встреч и разлук, судеб и случайностей, которые все меняли.

Наполеон, Бетховен, Александр Пушкин, Марина Цветаева, Нельсон Мандела. Каждое из писем предваряется короткой историей его написания. Одно из писем написано в годы Великой Отечественной войны для простой русской девушки, Ольги Строковой, которая сдавала кровь для советских раненных воинов, один из них, однофамилец, артиллерист Вячеслав Строков, и написал ей в шутливом тоне письмо, поблагодарив «сестренку», написав, что идет на поправку, и что в его жилах теперь течет ее кровь.

В предисловии говориться о силе любви. «Ничто не имеет такой власти над нами, как любовь. Это та самая сила, что связывает нас воедино. В самые мрачные моменты, в самые тяжелые времена неумолчный зов любви требует, чтобы мы продолжали держаться и двигаться дальше, и дает нам необходимые силы. В самом деле, человек, охваченный любовью, связанный с другим человеческим существом на таком глубинном уровне, чувствует, что готов к любым подвигам и все ему по плечу: преодолеть любые трудности, какие бы жизнь ни поставила перед ним; сражаться и, если придется, отдать жизнь за все, что дорого его сердцу».

Что же во время боевых действий Наполеон писал своей возлюбленной?

«Тысячу поцелуев, огненных, как моя душа

Наполеон Бонапарт, родившийся в 1769 году на Корсике, считается одним из самых умелых и могущественных военачальников в истории и стратегом, не имеющим себе равных. Его восхождение было стремительно, и в 1804 году, после успешных французских кампаний в Египте и Сирии, он был коронован Императором Франции; на следующий год он стал королем Италии. Задолго до этого, в 1795 году он сосредоточился на карьере и влюбился в Жозефину де Богарне, а через пару месяцев сделал ей предложение. В марте 1796 года, через двое суток после их свадьбы, он оставил жену и повел французскую армию на войну. Наполеон вел обширнейшую переписку и даже в пылу сражений умудрялся писать жене бесчисленные любовные послания. Кроме того, он был ужасно нетерпелив и негодовал всякий раз, как письма Жозефины задерживались, как это случилось 19 июля 1796 года.

Наполеон Бонапарт – Жозефине де Богарне

19 июля 1796 года

Мармироло, 19 июля 1796 года

Я уже два дня не получаю твоих писем. Отмечаю это про себя как минимум тридцатый раз за день; ты находишь это на редкость докучливым занятием; однако же тебе доподлинно известно о том нежном и беспримерном волнении, что ты возбуждаешь во мне.

Вчера мы атаковали Мантую. Мы подогрели ее с двух батарей картечью и мортирами. Всю ночь в этом городишке бушевал пожар. Сия картина внушала ужас и величие. Мы сохранили несколько наружных укреплений; этим вечером открываем первую параллель. Назавтра выступаю с личным составом в Кастильоне и рассчитываю провести там ночь. Принял курьера из Парижа. Там были два письма тебе; я их читал. Пусть такой поступок кажется мне вполне естественным, и пусть ты дала мне намедни такое разрешение, боюсь, это может тебя огорчать, что меня весьма удручает. На меня нашло желание снова их запечатать: фуй! это было бы гадко. Если я перед тобой виноват, прошу прощения. Клянусь, моя ревность тут ни при чем, уверяю тебя. Для этого я слишком высокого мнения о моей возлюбленной. Мне бы хотелось получить твое полное позволение читать твои письма, чтобы прекратить дальнейшие угрызения совести и подозрения.

Ашиль только что получил почту из Милана; но от моей любимой ни письма! Прости-прощай, моя несравненная радость. Когда ты сможешь воссоединиться со мной? Мне придется самому забрать тебя из Милана.

Тысячу поцелуев, огненных, как моя душа, целомудренных, как ты сама…»