Денис Беляев. История открытия и освоения Арктики

Красочное  полноцветное издание рассказывает об Арктике – загадочной и неизвестной, первых экспедициях и открытиях, дороге на Северный полюс, советском изучении тех земель и военных действиях в Великую Отечественную войну, Северном пути, отечественных атомных ледоколах и научных станциях, исследованиях природы, лыжной экспедиции Дмитрия Шпаро,  впервые пришедшей к Северному полюсу без механических средств и собачьих упряжек.

В книге несколько сотен иллюстраций: карты, картины, фотографии, среди которых – уникальные архивные. В  издание также включены биографии путешественников и исследователей, и множество малоизвестных фактов из арктической истории.

В книге уделено внимание как древним письменным сообщениям о полярных землях, так и путешествиям новгородцев и поморов, которые в середине XI века начали осваивать побережье Северного Ледовитого Океана. Один из разделов посвящен северным плаваниям английской «Московской торговой компании», так и отечественной Великой Северной экспедиции, в ходе которой было картографировано побережье от горла Белого моря до Чукотки, был открыт американский берег и найден пролив между Азией и Америкой.

В книге рассказывается о путешествии древнегреческого купца Пифея примерно в 325 году до н.э. плававшем вдоль берегов Северной Европы, заселении викингами Гренландии, и походе Отара, в IX  веке достигшего берегов Белого моря. Одно из первых изображений Арктики на карте встречается у жившего в XVI  веке известного картографа Герарда Меркатора, который использовал сведения из средневековой рукописи, получившей название «Счастливая находка».

Поскольку морские пути в Тихом и Атлантическом океанах после открытия Америки были под контролем испанцев и португальцев, то англичанам пришлось искать дорогу в сказочно богатые (по их представлениям) азиатские страны, огибая Евразию с севера. Так в мае 1553 года принадлежащая англичанам «Московская торговая компания» отправила три корабля на русский Север. Попытка попасть на Восток не удалась, но начались взаимовыгодные отношения с Российским государством. В 1580 году британская экспедиция под руководством Артура Пета и Чарльза Джекмена отправилась на поиски Северо-Восточного прохода, дойдя до Карского моря, но на обратном пути корабль Джекмена и экипаж исчезли…

«Уже в середине XVI века поморы освоили морской путь в устье Оби. Используя протоки сибирских рек, поморы и землепроходцы с Оби перешли на Енисей и Лену. Они совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов…. Во времена царствования Ивана IV, во второй половине XVI  века, приток русских на Крайний Север увеличился. В конце  XVI  века мореходы уже регулярно плавали к устью Оби, а позднее проникли и в бассейн Енисея. Вскоре после похода Ермака в низовьях Оби построили Березовский городок и Обдорск (Сахехард), а затем на реке Таз – Мангазейский острог. Долгое время это были порты для отправки в Архангельск.

В конце XVI – начале XVII века, в то время, когда плавали Пет и Джекмен, в Мангазею проходил торговый путь через Карское море. При благоприятном ветре часть этого пути можно было пройти за сутки». В тексте подробно описаны история Русская полярная экспедиции Э.В. Толя, попытки добраться до Северного полюса и достичь загадочной «Земли Санникова», освоении Северного Морского пути, первом полярном летчике Я. И. Нагурском, совершившем 21 августа 1914 года первый полет российского самолета в небе Арктики.