Елена Осокина. Золото для индустриализации: Торгсин

Это издание рассказывает читателям не только об истории Торгсина, уже позабытой государственной советской организации, но и тем условиям, в которых советские граждане могли продавать и покупать золото и валюту в первые десятилетия существования СССР.

Принятый 4 апреля 1922 года Декрет СНК РСФСР давал право гражданам на «свободное распоряжение» золотом и другими драгоценными металлами в изделиях и слитках. Отныне отменялись тюремные сроки и конфискации, разрешалось золотые слитки и украшения не только покупать и продавать, но и вывозить за границу. В стране начался НЭП.

 «В конце 1922 года нарком финансов Г. Сокольников, видя в царской золотой монете конкурента червонцу, предложил снова, как в период «военного коммунизма», запретить хранение золотых монет. В стране работали официальные государственные валютные биржи, а также «черная биржа» — стойки и палатки на рынках, где маклеры покупали и продавали золотые монеты и валюту. Кроме того, при товарных биржах в Москве, Ленинграде и Харькове работали вечерние фондовые биржи, в быту их называли «американками». На них не распространялись ограничения, действовавшие на официальных биржах, в результате люди могли обменять здесь более крупные суммы в золоте и валюте. Хотя «американки» работали легально, в периоды репрессий против биржевиков власти включали их в «черную биржу». Скупкой золота и драгоценных камней по поручению Наркомфина занимались Московский, Харьковский, Грузинский и Туркменский торги».

Согласно статистике золотоскупки Госбанка, в  1921–1923 годах в РСФСР и затем в СССР советские люди стали государству около шести тонн бытового золота. Это были тяжелые послевоенные годы. Многие представители бывших привилегированных классов, сумевшие тайком сохранить часть золотых вещей, и вселившиеся в квартиры и дома бывших пролетарии и крестьяне, отыскав там золотые предметы, сдавали их властям, чтобы выжить.

После начала НЭПа постепенно золотых вещей государству стали сдавать меньше, и в 1926 году руководство Госбанка, комментируя скупку бытового золота, заявило о «почти полном истощении накоплений у населения». Советский Торгсин, приобретавший золото, серебро, драгоценные камни, предметы старины, валюту на предлагаемые в своих магазинах товары, был ликвидирован в январе 1936 года.