А.Н. Ходж. История искусства: Живопись от Джотто до наших дней

В иллюстрированном издании рассказывается о без малого восьми веках европейской (позже возникшей американской) живописи, основных ее направлениях и великих художниках; эволюции техник и восприятия изобразительного искусства. Родившийся в 1267 году Джотто ди Бондоне, писавший основном фрески, сумел в свих творениях отказаться от характерного для византийского изобразительной традиции использования стилизованных фигур, сумев передать в продуманных сюжетных композициях движение фигур. Мазаччо, Паоло Уччелло, Садро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти – за ними следуют мастера Северного Возрождения, причем во вступительной статье к этому разделу рассказывается о роли книгопечатания и доступности гравюр Дюрера в качестве книжных иллюстраций и на отдельных листах – и не только для коллекционеров самих гравюр.

Отдельный раздел (с подглавками: «Цвет как форма», «Экзотический примитивизм», «Неприкрытый страх», «Откровенный эротизм» и «Интимные интерьеры») посвящен импрессионизму и постимпрессионизму.

В 1905 году на Парижском Осеннем салоне впервые выставились фовисты. «Термин «фовизм» относится к ярким картинам, при создании которых используется синтетическая палитра, где многие цвета конфликтуют друг с другом – например, розовый с красным или оранжевый с красным. Революционность этого направления заключалась в отказе от традиции, предписывавшей искать цвета, соответствующие тем, что существуют в природе. В фовизме яркий цвет использовался для создания драматического и декоративного эффекта». Среди фовистов был и Анри Матисс, на которого произвело сильнейшее впечатление богатство восточных тканей и узоров, как выступления труппы Сергея Дягилева.

И последняя глава – одна из самых интересных, рассказывает об истории техник. «Энкаустика – техника, при которой пигмент смешивается с горячим воском – широко использовалась художниками-портретистами в Древнем Египте и для изображений римских императоров. Если в данной технике роль связующего элемента играл воск, то для художников эпохи Средневековья таким ключевым компонентом стали яйца, и прежде всего желток… Хотя масла семян и орехов использовались для связывания пигментов еще в XI столетии, масляная живопись не была популярна вплоть до XVI в.». Прошли века и приверженцы постмодернизма создали своего рода живопись о живописи.