Владислав Козырев. Профиль одержимости

Это не просто многогранный роман. Живая ткань повествования подобна волшебным гобеленам из классического эпоса, на которых рисунок меняется и переплетается, образуя совершенно новые узоры. Так и здесь – перечитывая роман, каждый раз открываешь новые пласты смыслов. Западная практичность рядом с восточной экзотикой, европейская аристократическая чопорность, широта русской души, тайны, разгадка которых очевидна, и общеизвестные азбучные истины, которые на самом деле хранят в себе множество загадок.

 «Будущее, как целое – всегда больше суммы составляющих его частей».

Книга возвращает нас к золотому веку литературы, призванной не столько развлекать читателя, сколько учить и наставлять на верный путь. Неторопливые размышления и беседы главных героев занимают в тексте важнейшее место. Ту и воспоминания о детстве, и горькие сожаления об ошибках, и мысли об открывающихся в неожиданном ракурсе исторических событиях.

«Называть вещи своими именами, или задавать неприятные вопросы – нелегкий выбор. Мало кто готов избрать его. Поэтому от такого вот «желания понравиться», окружающего нас повсюду, мы живем сегодня в Культуре Телесности или культуре одичания, прямого и опосредованного использования друг друга».

На самом деле, эта книга — не роман не в современном понимании, когда повороты сюжета заменяют содержательность, а искусственно нагнетаемый «драйв» заступает на место смысла. Роман — в том смысле, который вкладывали в это понятие давным-давно. Произведение, которое предстает целым миром и включает в себя людей, которые сами по себе тоже миры. А еще то неуловимое, но жизненно важное, что когда-то делало людей другими, воспевало мудрость и подвиги. На том самом гобелене открываются пути героев, свиваясь в панорамное полотно их судеб. Личная судьба переплетается с судьбой всего рода, а потом и всего человечества.

Это дает возможность взглянуть на себя через призму других людей и эпохальных событий, запечатленных в памяти цивилизации и произведениях искусства. Наука и искусство не только меняют жизнь человека, но и открывают для него новые возможности. В романе показано, как это происходит. И как открывается сердце человека по мере осознания закономерностей окружающего мира.

«Сегодня мне этот город показался другим: дома, мосты и укрощаемые, вздыбленные лошади, как символ борьбы, соперничества человека с природой. И самое главное – люди (показалось?) были другими. Я видел в глазах этих людей, идущих по тротуарам, пешеходным переходам и мостам, открытость и надежду, силу духа и готовность ответа вызовам природы и времени».

Не просто отображено, как разворачиваются судьбы героев, но и с исторической и психологической конкретностью и достоверностью прослеживаются причинно-следственные связи, порой предостерегающие читателей от повторения жизненного узора и совершения подобных ошибок и попадания в чужие ловушки из-за собственного высокомерия и предвзятости.

Ведь когда-то чтение тоже было искусством, которое требовало от человека полной самоотдачи, а взамен помогало постигать мир. И роман «Профиль одержимости» — блестящее тому подтверждение.