Кинокомедии советского времени: история, звучания, подтексты

Посвящается 100-летию Леонида Гайдая. Сборник статей. Составители Е.В. Сальникова, Н.А. Хренов, В.Д. Эвалльё.

Сборник состоит из научных статей, рассматривающих отдельные аспекты кинокомедии советского периода, ее соотношение со смеховой культурой и логикой развития отечественного кинематографа в целом.

Во введении подчёркивается, что смыслы советских комедий были гораздо шире, чем просто развлекательные. В 1930-е годы отечественная комедия использовала в качестве союзников прежде всего музыкальную составляющую, традиции оперетты, кабаре, мюзик-холла. «Комедия не просто поёт, а поёт от имени советских героинь и героев. Она заряжена художественной верой в то, что у них есть на это право…»

Рассматривая образ отечественного трикстера, нельзя не упомянуть Остапа Бендера, который является жертвой происходящего в стране перехода к новой жизни, в которой ему нет места. И когда закадровый голос произносит фразу «Остапа понесло», это означает, что герой отделился от окружающей повседневности и отдался во власть фантазии и импровизации. Не случайно остается непонятным каким же в фильме Марка Захарова 1977 года получился Остап Бендер – положительным или отрицательным героем? «Кинофильмы, телевизионные фильмы и телеспектакль могли обладать каждый своей мерой жизнеподобия и условности, художественной нейтральности или изобретательности».

В тексте подчёркивается, что в советское время именно сказка и фэнтези стали надёжными партнёрами кинематографического юмора. Примером может служить фильм «Тот самый Мюнхгаузен», где мастерски показан конфликт романтика с прагматиками, неординарного героя – с заурядным большинством.  В советской комедии даже негодяи и злодеи обретают комическое обаяние. Примером является министр-администратор в «Обыкновенном чуде» и Герцог (он же поэт швейного дела) в «Том самом Мюнхгаузене», Бармалей в «Айболите-66». Неслучайно в фильме «Старик Хоттабыч» главный герой находит своё место в советской жизни, становясь фокусником в цирке и одновременно занимаясь по школьной программе. Единственное место, где в СССР законно существовали чудеса и экзотика, – это лишь область развлечений, то есть иллюзий.

В тексте уделено внимание комедиям «Тридцать три», «Кавказская пленница», «Не может быть!», «Бриллиантовая рука», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Формула любви», «Охота на бабочек», «Фортуна» и другим.