Алексей Пастухов. Конфликт на КВЖД. Война, которую решили забыть

Один из казалось бы позабытых и неглавных эпизодов отечественной истории получил свое достойное изложение. Это фундаментальное объемное издание, содержащее все необходимое для неторопливого вдумчивого прочтения: ссылки, библиографию, и вставку с редкими архивными фотографиями, схемами и картами. Автор — историк, сотрудник Новосибирского университета, специалист по оружию стран Центральной Азии и Дальнего Востока, и потомок одного из участников тех давних событий.
Первая часть книги посвящена истории появления русских людей на Дальнем Востоке, большой войны на Амуре, продлившейся до 1661 года, казачьей вольницы, схваток с цинскими войсками, обороны крепостей и увеличение товарооборота с Китаем. «Уже в первой половине XVIII века выделяется определенный набор предметов китайского декоративно-прикладного искусства – ткани, обои, мебель, разнообразная посуда, и направления их использования в интерьерах особняков и дворцов российской аристократии…»
Вторая часть посвящена созданию КВЖД, для строительства которого по инициативе С.Ю. Витте в столице Российской империи был создан Русско-Китайский банк, среди учредителей которого были Парижский и Нидерландский банки, организация «Общества Китайско-Восточной железной дороги», подкупов и воровства на строительстве.
У «манчжурца» на первом плане – поскорей и полакомней урвать кусок, не разбираясь в средствах. Затем полная безшабашность, усиленное прожигание жизни. Он ин минуту не задумается все поставить на карту».
После Октября 1917 года власть на КВЖД взял Харбинский Совет, далее – забастовки, мятежи, торговля, деятельность Б.В. Остроумова (любителя балов) по наведению порядка на КВЖД.
Третья часть книги подробно описывает обстановку на КВЖД и состояние нашей РККА перед конфликтом 1929 года и сам конфликт.
«Фактически, армия Китая представляла собой сумму личных дружин того или иного милитариста, а генералы были своеобразными феодальными баронами, самостоятельно выбиравшими себе сузеренов». Среди тех, кто знал и оценивал китайскую армию – В.К.Блюхер.
Июль 1929 года, речь Чан Кайши, решение Политбюро о разрыве дипломатических отношений с Китаем, и следом – уже на месте – приказ о задержании любых китайских плавстредств. Более 150 страниц текста подробно и детально описывают главные события конфликта.
В тексте уделено внимание и тому, что после завершения советско-японской войны 1945 года СССР восстановил свои права на КВЖД, но уже через семь лет Сталин передал КВЖД правительству Мао Цзэдуна. Причем Китаю отошла сама дорога и постройки безвозмездно.